“Бородинской битве” исполнилось сто лет

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, в Москве открылась панорама Франца Рубо “Бородинская битва”. Парадокс — величайшее полотно о главном сражении Отечественной войны французов с русскими создал родившийся в Одессе выходец из семьи именно что французского коммерсанта! Он же, кстати, руководил и созданием панорамы обороны Севастополя.

Интересно, что панорама “Оборона Севастополя” создавалась под руководством француза в 1902–1904 годах в предместье Мюнхена группой не русских, а немецких художников. Эта панорама была успешно открыта в 1905 году в Севастополе в специально возведенном для нее здании.

А вот в создании панорамы “Бородинская битва” были задействованы и российские художники. Это произведение батального искусства имеет совершенно необычную, в чем-то даже трагическую судьбу. Несмотря на то, что полотну уже 100 лет, оно было доступно для зрителей едва ли половину своей “творческой жизни”…

Гигантское полотно-панорама было заказано автору более 200 монументальных батальных полотен, известному художнику Францу Рубо царем Николаем II в преддверии празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Почему император заказал такую сложную работу именно ему — понятно. Ранее Рубо руководил созданием масштабных панорамных полотен “Оборона Севастополя” и “Штурм аула Ахульго”.

На первоначальном эскизе автор “Бородинской битвы” показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения — Курганную батарею генерала Раевского, в частности, контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. Однако вскоре эскиз был отклонен царем.

Как свидетельствуют исторические первоисточники, одна из газет тогда писала: “Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно “русская” панорама. Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции”.

Поскольку панорама создавалась в пору союза России с Францией и ссориться с бывшим смертельным противником не хотелось из “политических” соображений, правительство заставило художника избрать для панорамы сюжет, уже воплощенный в “Бородинской битве” французского баталиста Ланглуа. “Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов”, – по свидетельству современников, жаловался Рубо. Работа над огромным холстом размером 14 на 115 метров шла около года.

Панорама была открыта 29 августа 1912 года в специально построенном павильоне на Чистых прудах. Правда, экспонировалась “Бородинская битва” очень недолго. Сами понимаете — началась Первая Мировая война, доступ к реликвии был прекращен, а в здании панорамы разместили госпиталь.

К весне 1918 года временный деревянный павильон, в котором она размещалась, обветшал, полотно было снято, свернуто на деревянный вал и увезено на склад. Почти 40 лет оно хранилось в ужасном состоянии, порой в самых неблагоприятных местах — под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду “Аквариум”, на театральном складе сада “Эрмитаж” и в других совершенно неприспособленных местах.

В 1934 году Народный комиссариат обороны поставил вопрос о реставрации панорамы “Бородино”. В 1939 году художники-реставраторы впервые за 20 с лишним лет полностью развернули картину, тщательно ее обследовали и сделали вывод о невозможности реставрации: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у деревни Семеновское, холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.

Однако на реставрации полотна настоял сам вождь народов Иосиф Сталин: во время Великой Отечественной войны он привык вспоминать героев войны просто Отечественной. К примеру, в армии во время войны 1941-1945 годов были восстановлены погоны (потомки эполет), учрежден орден Кутузова. Знаменательно, что учрежден он был указом от 29 июля 1942 года, на следующий день после подписания знаменитого приказа Сталина номер 227 от 28 июля 1942 года, известного в войсках, как приказ “Ни шагу назад!”…

Добрым словом поминались в тогдашней прессе герои Отечественной, причем даже завзятые представители дворянского класса Багратион, Раевский, Барклай-де-Толли. Надо сказать, боевой дух советских войск от этого только креп.

В общем, с легкой руки вождя народов в 1946 году было проведено новое тщательное обследование картины — и принято решение о его реставрации. 29 сентября 1948 году Совет министров СССР даже выпустил специальное постановление. Работа была поручена Центральным художественным мастерским.

И что вы думаете — несмотря на пророчества скептиков о невозможности реставрации панорамы, она была восстановлена уже к концу 1950 года. Начали думать, куда его поместить — при громадных размерах место найти было непросто.

Пока искали, где экспонировать панораму, умер инициатор реставрации Иосиф Сталин. И полотно еще несколько лет пролежало в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Увы, опять историческое полотно “подпортилось” — в музее тогда не смогли создать подобающие условия его хранения.

И тут опять великому панорамному полотну повезло. Какая-то “муха” укусила тогдашнего импульсивного генсека Никиту Хрущева, и он, как его предшественник Сталин, с подачи чиновников министерства культуры вспомнил о панораме “Бородинская битва”. И, наконец, уже в преддверии 150-летнего юбилея войны 1812 года, в 1960 году, на самом верху пирамиды могучего советского государства было принято решение о завершении работ по восстановлению панорамы и строительстве для нее нового здания.

Новая реставрация проводилась в Государственной центральной научно-реставрационной мастерской. Помещение для панорамы “Бородинская битва” начали строить в 1961 году на Кутузовском проспекте, где уже складывался целый историко-мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года. Там же полотно и начало экспонироваться.

Однако это еще не все злоключения знаменитого батального полотна. 27 июня 1967 года произошла трагедия — пожар в панорамном зале. И снова потребовалась реставрация полотна. На сей раз работы были проведены мастерами Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

В 1990 — 1995 годах помещение Музея-панорамы было полностью реконструировано. В настоящее время в основном фонде музея насчитывается более 27 тысяч единиц хранения, в научно-вспомогательном — более 8 тысяч предметов.

Гигантское великое полотно хранится там, на Кутузовском, и сейчас. И нет сомнений, что в эти дни, когда Россия отмечает 200-летие Отечественной войны, экспозиция панорамы “Бородинская битва” является одним из самых посещаемых.

Читайте самое интересное в рубрике “Общество”

Добавьте свой отзыв, если вы хотите, чтобы рядом с вашим отзывом отображалась ваша аватарка, воспользуйтесь сервисом gravatar!