Предупреждаю всех, кто берет автомобиль напрокат

Я очень много путешествую и, как правило, приезжая в страну, беру машину напрокат. В этом простом, на первый взгляд, действии на самом деле существует множество тонкостей. Хотя у меня хороший английский, не всегда есть время и возможность до конца прочитать весь текст договора, вникнуть в нюансы и понять все юридические термины. Поэтому, увы, за опыт приходится расплачиваться.

Одно из первых правил, которое я усвоил, – всегда брать машину в аренду с полной страховкой, без франшизы. Что такое страховка с франшизой? Это стандартная форма страховки, которая включена в стоимость аренды по умолчанию. Если наступает страховой случай, ваша ответственность ограничена определенной суммой. Как правило, в Европе это 2-3 тысячи евро. Именно такую сумму блокируют на вашем счете, когда вы оформляете договор аренды.

Если ваш автомобиль разобьется в хлам или его украдут, вы потеряете только несколько тысяч евро.

Но если где-то на тесной парковке дурной мотоциклист или владелец грузовичка поцарапает вам двери или бампер, то вы попадете на те же деньги. Компания оценит ремонт своей машины по максимуму, по самой дорогой ставке и спишет ваш депозит независимо от того, хотите вы этого или нет. Часто это происходит даже без вашей вины, вы просто могли не заметить царапины или скола при первичном осмотре автомобиля.

Как-то в аэропорту Венеции я брал машину. Уставшему после перелета, с кучей лыжного оборудования, мне хотелось поскорее сесть за руль и помчаться навстречу снежным вершинам Доломит. При осмотре машины я обратил внимание сотрудника компании на большую царапину на бампере. «Да-да, я вижу,” – ответил он и пометил ее на схеме, которая прилагается к договору.

Каково же было мое удивление, когда, при возврате машины, с меня не моргнув глазом, списали несколько сотен евро за эту царапину!

Оказывается, сотрудник отметил ее на схеме на другой стороне бампера, а проверить это мне просто не пришло в голову. Я возмущался, показывал схему и доказывал, что это ошибка, что царапины, там, где она обозначена на схеме, нет. Никакого эффекта. Сотрудники проката знают, что вы спешите на самолет и не будете разбираться, а в итоге махнете рукой и улетите. Сталкиваясь с такими ситуациями довольно часто, я пришел к выводу, что это какой-то дополнительный приработок проката, когда за одни и те же повреждения снимают деньги с нескольких клиентов. Конечно же, в базе есть все повреждения, которые были у автомобилей в этом прокате. Но доказать это вы никогда не сможете. А если вы поймаете менеджера на такой «ошибке” за руку, он широко улыбнется и извинится: ну бывает, ошибся чуток.

Итак, полная страховка – никакой франшизы. Конечно, она дороже. Но зато вы застрахованы от любых неожиданностей.

Хотя и такая страховка не панацея. Например, на Кипре я припарковал автомобиль на большой площадке у магазина, усыпанной щебнем, на которой уже стояли несколько машин. Выезжая с площадки я зацепился днищем за какой-то кусок арматуры, торчавший из земли. Он прочно застрял где-то в ходовой и я не мог двинуться с места. Приехал эвакуатор, меня сняли с «крючка” и дали другую машину. Через день мне позвонил менеджер проката и сообщил, что придется оплатить 2500 евро за ремонт.

«Какие деньги? – возмутился я. – У меня же полная страховка, никакой франшизы?!”

«Прочитайте внимательно договор, – посоветовал мне менеджер. – В нем сказано, что страховка действует только в условиях эксплуатации автомобиля на дорогах с асфальтовым покрытием. А вы заехали на грунт”. Итог – минус 2500 евро. Оплачивая полную страховку надо знать, что она не распространяется на покрышки и стекла. Если вы поймаете камень в лобовое или проколете колесо, с вас вычтут по полной.

До моей последней поездки в Италию мне казалось, что я уже опытный пользователь и вряд ли еще раз попадусь на хитрости компаний по прокату автомобилей.

Последнее время я часто находил подходящий автомобиль через международные сайты бронирования. И в этот раз я зашел на сайт некоей компании, которая показалась мне вполне респектабельной: сайт удобно и понятно построен, большой выбор компаний проката, приемлемые цены, служба поддержки… Компания, как я понял, была ориентирована на клиентов из Британии. В моих глазах это добавляло ей надежности.

В качестве опции при аренде прилагалась возможность сразу купить расширенную страховку (insurance exess). Для того чтобы убедить клиента купить именно этот пакет, приводились вполне разумные доводы о том, что покупка ее напрямую в прокате обойдется в 3-4 раза дороже. Я решил, что предложение неплохое и купил заодно и страховку.

В аэропорту Рима я быстро нашел компанию, где арендовал машину: весь прокат удобно расположен в одном паркинге, на разных этажах.

Моя компания никак не выделялась из общего ряда – стандартный офис, большой парк автомобилей. При оформлении документов мне сказали, что машина новая, никаких повреждений нет, поэтому отмечать что-то на схеме нет необходимости. Я внимательно осмотрел авто: действительно новая. Ни сколов, ни царапин. Был слегка поцарапан только пластиковый колпак переднего колеса, но я решил, что рисовать схему из-за такой ерунды – просто терять время зря.

Через две недели, возвращая машину в том же идеальном состоянии, я уже думал о предстоящем полете и даже не обратил внимания на то, что менеджер, принимавший автомобиль, первым делом бросился осматривать тот самый пластиковый колпак с царапинами.

В итоге – минус 120 евро. И эта сумма, я подозреваю, списывается с каждого клиента, который пользуется этим «новым» автомобилем. Действительно, кто обратит внимание на эти царапины? Не могу сказать, что я сильно расстроился, хотя схема была явным надувательством клиента. Ведь мною была предусмотрительно куплена расширенная страховка! Мою страховку в прокатной конторе даже не взяли в руки. «Деньги – сообщили мне, – с вас спишут автоматически, а дальше вы разбирайтесь со своим страховщиком”.

Вернувшись на родину, я внимательно прочел договор страхования. Слава Богу, что я не попал в аварию с другим участником дтп или не повредил автомобиль на сумму, более значительную, чем 120 евро. Для компании требовалось подготовить целый пакет документов. В том случае, если это инцидент с другим участником – его объяснения в письменном виде, номер значка полицейского и еще множество документов, о которых я просто не подумал бы в момент аварии.

Даже в случае с поцарапанным колпаком пакет документов был солидный.

Тем не менее, движимый уже простым любопытством, как это все работает, я собрал все, что требовалось (я даже предусмотрительно сфотографировал повреждение и номера машины), заполнил высланную мне форму, приложил к ней сканы всех бумаг, свои банковские реквизиты и стал ждать.

Страховая компания молчала. Я отправил все еще раз. Страховая компания молчала с такой же невозмутимой британской выдержкой. Потеряв надежду, я начал бомбить их письмами. Справедливости ради должен сказать, что служба поддержки компании работает отлично. Еще когда я делал заказ на ее сайте, я прочитал, что менеджеры индивидуально рассматривают каждое обращение клиента. Никаких автоответчиков и готовых отписок!

Менеджеры действительно рассматривали каждое мое обращение индивидуально. Под каждым ответом стояли имена, не английские, правда, скорее это были индусы или пакистанцы. Смысл переписки был примерно такой: я упражнялся в красноречии, мне в ответ приходили лаконичные ответы: «Спасибо за обращение! Мы свяжемся с компанией и если вам не напишут, обращайтесь к нам снова!”

Я обращаюсь снова и снова…Примерно раз в неделю, чтобы не потерять навыки письма, я пишу пространное сообщение этим пакистанским индусам.

Возможно, они даже не понимаю смысл написанного, но это не меняет моей решимости писать им и дальше. Возможно, лет через десять мы станем добрыми друзьями. Будем посылать друг другу виртуальные открытки на Рождество. И с трудом вспомним, что залогом этой нежной дружбы когда-то были 120 евро…

Добавьте свой отзыв, если вы хотите, чтобы рядом с вашим отзывом отображалась ваша аватарка, воспользуйтесь сервисом gravatar!